Учебник по дронам
Начинаем выпуск с радостной новости: наконец-то учебник по беспилотным летательным аппаратам получил официальный статус и вошёл в федеральный перечень. Ориентирован он на школьников 8-9 классов, изучать все тонкости планируется в рамках трудов. Мы про него говорили уже ранее, теперь он доступен в электронном виде, так что кто хочет - можете почитать. В целом освещаются полезные вещи простым языком: устройство дронов, их классификация, основы ручного и автоматических полётов, а также чуть-чуть программирование.
Забавный факт: наш главред обогнал всех в симуляторах дрона на сходке беспилотного пресс-клуба и получил книженцию в качестве подарка. Поэтому мы одни из первых, кому в руки попала эта книженция. Если хотите чтобы сняли на неё обзор - дайте свою реакцию в комментариях.
HeliRussia 2025
15 мая прошла международная выставка HeliRussia, которая теперь посвящается не только вертолётам, но и дронам. Из интересного: всерьёз обсуждался новый класс воздушного пространства под буквой “H” специально для гражданских беспилотников. В рамках него на высотах до 150 метров не будет требоваться заявки на использование воздушного пространства и прочие условия регулирования, а скорость для всех судов в рамках класса планируется ограничить до 450 км/ч, что для дронов вполне хватает. Вы спросите, а как же самолёты и прочие? А если хочется взлететь повыше, то что делать? А вот хрен его знает…
Напишите в комментариях своё мнение что думаете по этому вопросу, пообсуждаем вместе.
Большой брат следит за тобой
Самый забавный видос за сегодня: в Краснодаре показали как Росгвардия применяет дроны для поимки нелегалов. Со стороны забавно выглядит: залетел на этаж, покрутил корпусом, показал куда нужно идти, ещё и сверху всех пересчитал. С другой стороны жутко: большой брат действительно следит за тобой, теперь ещё и может влететь в твоё окно.
Купольная связь на дронах
«Геоскан» и «Роскосмос» протестировали новую технологию «Купольная связь» - по сути, это дрон, который работает как летающая вышка сотовой связи.
В тестах использовали беспилотник «Геоскан 201» с крошечным спутниковым модемом «Гонец» весом всего 89 грамм. Дрон поднялся на высоту 100 метров и создал зону покрытия связью диаметром 40 километров - довольно внушительно.
Технология работает через спутники системы «Гонец» и может передавать данные на мобильные и стационарные терминалы. Главная фишка - не нужны наземные вышки и кабели.
Разработчики видят применение в чрезвычайных ситуациях, когда обычная связь не работает - например, при поисково-спасательных операциях в горах или после стихийных бедствий. Дрон быстро развернул, поднял в воздух - и у спасателей есть связь.
Сейчас работают над автоматизацией системы, чтобы сделать из неё готовый коммерческий продукт.
Интересно, что похожие технологии уже тестируют по всему миру - от Google с их воздушными шарами до SpaceX со Starlink. Но российское решение компактнее и может работать в местах, где запуск больших дронов проблематичен. Плюс 89 грамм модема - это действительно впечатляюще мало для спутниковой связи!
Наш новый подкаст
Небольшая пауза. Недавно сняли интереснейший подкаст с Height Hunter, кто пропустил - обязательно посмотрите после этого выпуска, не пожалеете. Ну а мы едем дальше.
Полёты на дронах станут платными?
Одна из тем, которую мы затрагивали на интервью, были платные полёты и вот, руководитель Росавиации объявляет о том, что вероятнее всего в будущем, то есть через 3-4 года, могут ввести ставку сборов за аэронавигационное обслуживание беспилотных воздушных судов.
Да, это логичное развитие событий. В большой авиации такая система сборов за аэронавигационное обслуживание работает уже десятилетиями - каждый коммерческий рейс платит за использование воздушного пространства, работу диспетчеров, навигационное оборудование. Теперь очередь дошла и до БПЛА.
Особенно актуально это стало сейчас, когда финансирование авиационной отрасли серьезно сократилось из-за ухода иностранных компаний и санкций. Росавиации нужно искать новые источники доходов для поддержания инфраструктуры - те же радары, системы связи, подготовка специалистов по УВД требуют немалых средств.
С одной стороны, это справедливо - если коммерческие операторы дронов зарабатывают деньги, используя воздушное пространство и государственную инфраструктуру, логично, что они должны за это платить. С другой стороны, есть опасения, что со временем это может распространиться и на любительские полеты, что может серьезно ударить по хобби.
Пока говорят только о коммерческих операторах, но история показывает, что такие инициативы имеют тенденцию расширяться. Так что лучше действительно быть готовым к различным сценариям развития событий.
Самая большая выставка дронов в Китае
А ещё мы побывали на международной выставке в Китае с аббревиатурой UASE. Размеры её просто ошеломительные, на одном мероприятии свыше 800 экспонентов из более чем ста стран. Производители представили свои новинки, например GEPRC и JumpMaster, а серьёзные дяди поговорили про развитие “низковысотной экономики”. В общем всё живо, красочно и многолюдно получилось. Чтобы рассказать про всё не хватит и целого выпуска, поэтому самое интересное освещаем у себя в телеграмме и Вконтакте. Ссылки как всегда в описании.
Грузовой беспилотник из Китая
Очередной крупный беспилотный грузовой самолёт из Китая с непроизносимым названием (Caihong-YH1000) провёл свой первый тестовый полёт.
Характеристики впечатляют: летает на расстояние до полутора тысяч километров, поднимается на высоту восемь тысяч метров и таскает грузы весом больше тонны. В воздухе держится десять часов подряд.
Но самое интересное - груз можно загружать через нос дрона, а сбрасывать прямо в полёте через люк в брюхе. Плюс собственная электростанция на шесть киловатт для специальных миссий.
Нравится наблюдать за разностью подходов в регионах. Пока в Западной Европе и штатах прокачивают дроны мелкой доставки, там килограммов 10 по типу Амазон, Китай старательно идёт по пути крупных перевозок свыше тонны. Естественно, в Поднебесной есть и небольшие карго, но они как-то не совсем охотно освещаются местными СМИ в отличие от исполинов.
Гонки на летающих машинах
Не совсем про дроны, но мимо пройти не могли. Компания Jetson ONE устроила первые гонки на летающих автомобилях. Со стороны может показаться - вот оно, будущее наступило. Однако если присмотреться, то это реально со стороны пока выглядит уныло. Летают с небольшой скоростью, попыток обогнать друг друга не принимают, выглядит скорее как паровозик. Оно и понятно, стоит вопрос о безопасности пилота и стоимости оборудования. Представьте что случится если некоторые из участников протаранят друг друга
Неудачи Амазон
В последнее время Амазону явно не везёт. Ещё один дрон из их серии Prime Air не смог нормально выполнить свою миссию. В пригороде одного захолустного штата машина просто зависла над чьим-то задним двором... а потом – бац! – рухнула как камень. Повезло, что никто не пострадал и дом не зацепило, хотя упала эта туша в 50 метрах от жилья. Сейчас ведутся всевозможные проверки, предварительно сообщают об отказе двигателя.
А какая реакция у компании? Полёты в данном районе резко прекратили, теперь они проверяют всю свою флотилию. Напомним, это уже не первая такая авария у гиганта доставки. Вопрос на миллион: когда же эти штуки станут по-настоящему надежными? Или хотя бы оснастят их парашютами на экстренный случай?"
Слухи про DJI Inspire 4
В сеть потихоньку просачиваются сливы по DJI Inspire 4-го поколения. Пока это всё концепты, но тем не менее.
Главная фишка - поворотная камера на 360 градусов, как у Mavic 4 Pro. Но это ещё не всё! Самая безумная идея - камера сможет переворачиваться и крепиться сверху дрона. Представляете? Снизу - для классических кадров сверху, сверху - для съёмки над собой и позади. Голливуд точно оценит такую гибкость.
По техническим характеристикам ожидается полный апгрейд: флешка на 2 терабайта с USB4, больше подключаемых устройств и LiDAR для точного обхода препятствий в темноте. 8K разрешение остается - больше пока просто не нужно.
Когда ждать релиз? Вряд ли раньше 2027 года. DJI не торопится с профессиональной линейкой - между Inspire 2 и 3 прошло целых 7 лет!
Кстати, идея с переворачивающейся камерой может показаться дикой, но в кинематографе такие решения уже используют на кастомных дронах. Правда, ценник Inspire 4 явно будет космическим, как хорошая машина!
Что ждать от DJI в ближайшем будущем?
Раз уж начали говорить про сливы DJI, давайте обсудим что нас ждёт от них в будущем.
После релиза Mavic 4 Pro уже появились слухи о том, что готовит китайский гигант дальше. И тут есть на что посмотреть.
Первая новинка - DJI Osmo Nano. Название говорит само за себя - это будет миниатюрная камера. Пока детали скудные, но учитывая, что рынок экшн-камер снова разогревается благодаря Insta360 и GoPro, DJI явно не хочет оставаться в стороне.
Также засветилась DJI Osmo 360. Интересно, что компания наконец решила залезть на территорию 360-градусных камер, где пока безраздельно правит Insta360.
Дальше по списку - DJI Mic 3. Вторая версия вышла в прошлом году, но видимо, год для DJI теперь слишком долгий срок без обновлений.
Ну и конечно, готовятся DJI Avata 3 и Neo 2. Причем Neo 2 особенно интригует - первая версия практически исчезла с сайта DJI после появления Flip. Либо дрон провалился, либо компании нужно срочно оставаться в тренде.
Завершает список DJI M400 - это уже для корпоративного сегмента, обновление флагманской линейки Matrice.
Забавно, как DJI переходит на практически годовые циклы обновлений. С одной стороны, технологии развиваются быстрее, с другой - кошельки пользователей явно не успевают за таким темпом. На что, интересно, у них расчёт?
Красивые кадры от подписчика
Наш подписчик прислал крутые кадры с Красной Поляны, снятые на DJI Mini 4 Pro.
На видео - панорама трех горнолыжных курортов и водопад Поликаря. Это те самые олимпийские склоны 2014 года, только с высоты птичьего полета выглядят еще круче.
Спасибо анонимному подписчику за такие виды!