Войти

Итоги проходящего года

1. Новинки от DJI

2024-й год стал по-настоящему ярким для компании DJI. Они удивляли нас весь год, стабильно выпуская новинки, и речь даже не только о дронах. В их линейке появились зарядные станции, новая экшн-камера, и даже привод для велосипеда. Кажется, DJI взяли курс не просто на развитие, а на широкое освоение новых горизонтов рынка. Давайте разберём всё по порядку.
Начнём с аудиоустройств. В начале года на рынок вышел DJI Mic 2 — компактный и технологичный инструмент для записи звука. Отличный выбор как для профессионалов, так и для блогеров. К концу года компания представила DJI Mic Mini — более компактную и бюджетную версию. С точки зрения качества они оба достойны внимания, просты в использовании и записывают всё в высоком качестве.
Теперь о камерах. DJI Osmo Action 5 Pro вызвала ажиотаж с первых дней выхода. Технические возможности этой камеры заметно опережают конкурентов, что не осталось незамеченным в категории покупателей, снимающих спортивные и экстремальные видео. Для них это — действительно находка.
И, конечно, самые яркие новинки DJI — это дроны.
Одним из главных событий в этой категории стала DJI Avata. Нам удалось протестировать её в деле — результаты весьма впечатляющие. DJI не только устранили недостатки предыдущего поколения, но и смогли сохранить ключевые преимущества: дрон лёгок в управлении, обладает отличными лётными характеристиками и при этом остаётся конкурентом в сегменте FPV-дронов.
Следующим ярким релизом стал Neo — компактный, технологичный и весом всего 135 граммов. Это не только красиво звучит, но и практично: дрон освобождается от необходимости регистрации и, вероятно, его обойдут требования по оснащению БПЛА системой идентификации. Интересной фишкой Neo стало голосовое управление, которое делает взаимодействие с устройством ещё проще и удобнее.
Не стоит обделять вниманием и DJI Air 3S. Помимо качественной камеры, которая уже стала визитной карточкой компании, в этой модели появилась обновлённая система обхода препятствий на основе встроенного лидара. Если эта технология войдёт в стандарт для всех новых моделей, это будет настоящим прорывом в сфере удобства и безопасности полётов.
Есть и занятные обновления в бюджетной линейке. Mini 4K — модернизированная версия второго поколения Mini. Модель заметно подтянули в плане характеристик, и, пусть она не несёт революционных решений, сам по себе аппарат получился вполне достойным.
Теперь немного о "тяжеловесах". В сегменте профессиональных дронов DJI представила новую линейку Agras. Среди них модели на любой вкус: от 25-й версии до мощного 100-го. А вот дебютным для компании событием стал их первый грузовой дрон — FlyCart 30, который уже был протестирован в экстремальных условиях, включая миссии на Эвересте. Это действительно интересное направление, которое может стать перспективным для развития беспилотной логистики.
И, наконец, приятная неожиданность. DJI решили выйти за рамки дронов и камер, выпустив электропривод для велосипедов. Это нестандартный для компании ход, но очевидно, что они следят за глобальными трендами: популярность велосипедов растёт, особенно в городской среде. Данный продукт может открыть для DJI новое перспективное направление.

2. Рекорды года

Первый рекорд — скорость. Южноафриканская семья на чистом энтузиазме смогла разогнать FPV-дрон собственного производства до невероятных 480 км/ч. Для сравнения, это быстрее, чем многие гоночные автомобили, не говоря уже о традиционных дронах. Самое интересное, что им удалось обойти профессиональную команду инженеров RedBull, которые ранее разработали дрон съёмок гонок Формулы 1. Именно за ними, до недавнего времени, и числился рекорд скорости среди FPV-шек.
Второй рекорд — грузоподъёмность. В Китае был представлен дрон под названием W5000, который смог поднять пять тонн груза. Для справки, такие показатели сопоставимы с возможностями некоторых пилотируемых самолётов, например, Ан-26 и Ил-112. Если задуматься, это серьёзный шаг вперёд: мы наблюдаем, как технологии уже буквально конкурируют с авиацией. Не исключено, что совсем скоро такие системы начнут замещать профессиональных пилотов в определённых задачах.
И, конечно же, куда без шоу дронов. Китай в который раз блеснул масштабностью: в честь Дня образования КНР в небо одновременно взмыли более 10 000 дронов. В результате был создан самый большой в мире рисунок из дронов, а зафиксированное зрелище тут же попало в Книгу рекордов Гиннесса.
Такие рекорды демонстрируют, что индустрия дронов продолжает развиваться стремительными темпами. Мы живём в эпоху, когда технологии не просто выходят на новый уровень, но и вдохновляют своей изобретательностью и масштабом.

3. Отечественные достижения в сфере БПЛА за 2024-й год

Ну что мы всё про заграницу. В нашей стране тоже большими темпами развивается данная сфера. В первую очередь благодаря национальному проекту «Беспилотные авиационные системы», который стартовал с 1 января этого года. Горизонт планирования у него рассчитан на 10-15 лет, так что окончательных оценок делать ещё рано. Но первые результаты уже заметны — и есть чем гордиться.
Постепенно решается одна из главных проблем, которую, по данным различных опросов, выделяет большинство экспертов, — юридические барьеры. Росавиация переработала процесс сертификации, что позволило нескольким российским компаниям получить сертификаты лётной годности для дронов, в том числе массой более 30 кг. Этот шаг серьёзно открывает новые возможности для производства и использования отечественных беспилотников, также в некоторых регионах был введён экспериментально-правовой режим, упрощающий согласование полётов.
Кроме того, нельзя не упомянуть о локализации производства. В стране активно работают над выпуском ключевых компонентов дронов — от плат до электродвигателей. По цифрам всё скромно, но уже хорошо, что этим занимаются.
Активизировалась работа с кадрами и подрастающим поколением. Например, уже выпущено учебное пособие для школьников, посвящённое беспилотным системам. Такой подход к образованию важен, ведь развитие отрасли напрямую связано с квалифицированными специалистами.
Отдельного внимания заслуживает конкурс «Аэрологистика», который стал настоящим испытанием для участников. Но именно благодаря этому событию удалось отработать уникальные решения, включая систему предупреждения конфликтов в воздухе.
И, наконец, итоговый штрих: в этом году число зарегистрированных дронов в России официально превысило 100 тысяч единиц.

Самое главное - новые законы

Пожалуй, пришло время обсудить наиболее актуальный вопрос для всех нас — законодательство в сфере беспилотников.
Ещё с начала года были утверждены законы, разрешающие работникам ТЭК и транспортной инфраструктуры сбивать беспилотные аппараты. Неприятно конечно, но все мы понимаем зачем это ввели. Поэтому над этими товарищами либо летать аккуратно, либо совсем не приближаться.
Главное же изменение этого года касается актуализации Федеральных правил использования воздушного пространства. Сдвиг, хоть и небольшой, явно обозначает движение в сторону упрощения регулирования. Так, с 1 марта теперь разрешено запускать беспилотники над населенными пунктами, если соблюдены следующие условия:
- Полёт осуществляется на высоте не более 150 метров;
- Полёты проходят только в светлое время суток;
- Аппарат всегда находится в зоне прямой видимости оператора;
- Исключены полёты в запретных или ограниченных зонах.
Определением таких зон занимается Минтранс России совместно с региональными и местными властями.
Кроме того, появились специальные зоны свободных полетов. Да, они пока расположены далеко от крупных населённых пунктов, но как первый шаг — это уже внушает оптимизм.
Вопросы же остаются по новым обязательным требованиям к оснащению дронов, о которых подробно говорили в недавнем выпуске. Как его будут реализовывать - пока загадка. Но в принципе это хорошая инициатива, которая должна существенно снизить бюрократию.
Картина складывается противоречивая. С одной стороны, ясно, что регулирование воздушного пространства необходимо, ведь безопасность превыше всего. С другой стороны, нынешние меры пока добавляют серьёзных сложностей для простых пользователей. Но остаётся надежда, что принятые шаги будут доработаны и усовершенствованы в следующем году, сделав использование дронов проще и удобнее — как для бизнеса, так и для простых любителей поделать трюки и поснимать красоты.